Категории

Прошивной метод

Машинный способ крепления подошвы к верху обуви однониточным стежком, проходящим через подошву и стельку (т. е. внутренним швом) с образованием петли на поверхности материала, получил применение в промышленности еще в последней четверти прошлого столетия.

Игла машины ПИК прокалывает материал и входит в отверстие рога, а нитенакидыватель набрасывает нитку на крючок иглы. Двигаясь вверх, игла выходит из материала и протягивает за собой нитку. Транспортер передвигает обрабатываемую обувь на величину стежка. Образовавшаяся петля, удерживаемая нитесбрасывателем , лежит на поверхности материала. Игла вторично прокалывает материал, проходя через первую петлю, и нитенакидыватель набрасывает на нее нитку. Снова поднявшись и выйдя из материала, игла протягивает новую петлю через материал и через предыдущую петлю, лежащую на его поверхности

Для скрепления деталей низа обуви применяют льняные и капроновые нитки. Чтобы предохранить льняную нитку от разложения под действием пота и гигротермических воздействий окружающей среды, а также для увеличения сцепления (адгезии) нитки с поверхностью отверстия в материале, их пропитывают варом, который представляет собой не  крнсталлизующуюся канифоль, пластифицированную машинным маслом. Для небольшого омыления канифоли к ней добавляют едкий натр. Температура плавления вара должна быть не ниже 65—70° С.

Перед прохождением через рог машины нитка протягивается через расплавляемый электронагревателями вар. Рог также имеет электронагреватели, которые поддерживают постоянную температуру, препятствующую затвердеванию вара на нитке.

Пропитка варом повышает сопротивление вырыванию нитки из шва на 30—50%. Необходимо, чтобы вар не перегревался (не кипел и не пенился). Перегревание вара ведет к удалению из него легколетучих веществ, что снижает адгезию его к коже и увеличивает вязкость, а это затрудняет транспортирование нитки.

Пропитывание варом применяется при скреплении не только кожаной, но и резиновой подошвы, хотя во втором случае эффект пропитки значительно ниже, чем в первом.

На прошивной машине применяются иглы типа 12А № 240—300 с особой формой крючка и острия. Крючок имеет постоянную форму, но различные размеры в зависимости от номера иглы, т. е. ее диаметра. Для уменьшения трения нитки ушко иглы должно быть хорошо отполировано. Игла прошивной машины испытывает большие сопротивления, так как она выполняет несколько функций:

прокалывает скрепляемые материалы;

протаскивает нитку через проколотое отверстие и подает ее для образования стежка; утягивает стежок

Для уменьшения сопротивления прокалыванию игла имеет форму острия лопаточкой и большой диаметр. Нитка должна укладываться в выемку крючка, в противном случае возможно расщепление ее лопаточкой крючка и ослабление, приводящее к разрыву. Для пришивания подошв применяют льняные или капроновые нитки в зависимости от номера иглы.

Диаметр или толщину нитки замерить очень трудно как в свободном состоянии, так и в скрепляемых деталях. Видимо, нитка, заполняя отверстие, не образует стержня геометрически правильной формы. Поэтому большое значение для прочности крепления имеет форма прокола, связанная с формой острия иглы. Иглы с конусной заточкой круглого сечения дают в этом отношении лучшие результаты, чем иглы с плоской заточкой, снижающие сопротивление разрыву шва примерно на 50% и предел прочности при растяжении материала, проколотого иглой, на 50—70%.

Сопротивление вырыванию ниток, пропитанных варом, из кожи примерно в три раза больше, чем сопротивление вырыванию их из резины, и в то же время при целом стежке сопротивление разрыву шва зависит от материала подошвы.

Сопротивление прорыванию  стелечного картона ниточным стежком связано с пределом прочности материала при растяжении. Практика показала, что прошивной метод крепления подош имеет большие недостатки:

быстро разрывается нитка подошвенного шва;

часто наблюдаются отколы резины по линии шва при носке обув

сильно снижается сопротивление шва отрыву при истнрани верхнего звена  стежка.

Попытки ликвидировать эти недостатки путем увеличения то щины подошвы увенчались некоторым успехом. Но так как прошивной метод крепления применяется только для изготовления летней легкой обуви, то увеличение толщины подошвы неэкономично, та как верх изнашивается раньше, чем подошва.

Недостатки прошивного метода объясняются плохим сопротивлением шва отрыву во втором периоде носки, обусловливаемым конструкцией стежка.

Петля однониточного прошивного стежка наружного переплетения лежит на поверхности подошвы. При повторных изгибах поверхность подошвы в пучковой части растягивается на 16%. Макснмальное удлинение льняных ниток составляет 3—4%, поэтому они пре- пятствуют изгибанию подошвы и воспринимают чрезмерно большую нагрузку. Если прочность ниток мала, они разрываются; если же прочность достаточна, то петли удлиняются в результате утягивания в подошву и некоторого вытягивания одной петли из другой. В результате нитки разрываются в пучковой части, где они особенно напряжены. Слабое сцепление нитки с поверхностью отверстия объясняется также большим диаметром иглы и отсутствием узла (переплетения ниток) в вертикальной части стежка.

При данном методе крепления особенно сильно проявляется воздействие на нитку выделяемого стопой пота. Нитка проходит по поверхности стельки, и такое воздействие воспринимается ею непосредственно, чего не наблюдается при других методах. Известно, что льняные нитки плохо сопротивляются действию пота и теряют прочность. Было бы полезно предохранять нитки от действия пота антигнилостной пропиткой. Обычный вар для этого недостаточно эффективен.

Серьезным недостатком шва является также слабая утяжка, зависящая от конструкции стежка и работы машины. Имеется возможность автоматически изменять ход иглы и величину петли при изменениях толщины материала, но увеличить утяжку (т. е. плотность стягивания материалов) нельзя из-за большого трения между ниткой и иглой.

Установлено, что при слабой утяжке нитки даже при незначительных сдвигах между подошвой и стелькой повторные изгибы вызывают быстрое (за несколько часов) перетирание ниток. При достаточно сильной утяжке стежка сдвиг деталей полностью устраняется, благодаря чему при повторных изгибах шов не разрушается.

В настоящее время прошивной метод вытеснен другими, более надежными.

Прочность двухниточного прошивного шва несколько больше, чем прочность однониточного. Его большие преимущества перед однониточным заключаются в меньшем напряжении наружного звена, повышенном сопротивлении вырыванию ниточной шпильки из-за переплетения внутри материала и более глубокой утяжке наружного звена стежка.

 

Советуем почитать:

  1. Прикрепление подошв к ранту
  2. Прикрепление ранта
  3. Ниточные методы скрепления деталей обуви
  4. Прикрепление каблуков
  5. Прикрепление подошв наружным швом
4 776 просмотров
Оборудование
Поиск
 
Популярное
© 2018
Все права защищены. Копирование материала разрешается только
при наличии обратной активной для индексации гиперссылки на первоисточник Kozhy.ru. Карта сайта